воскресенье, 10 марта 2013 г.

Вавилонское царство


Тема   Вавилонское царство.
Цель : знакомство с древнейшим из дошедших до нас сводов законов - с законами царя Хаммурапи, познакомить с понятием закон, показать как работать с документами, научить получать знания из них, показать важность работы ученых по изучению исторических документов, заинтересовать элементами научной работы.

ПЛАН
Возникновение Вавилонского царства.
Правление царя Хаммурапи.
Законы Хаммурапи как источник сведений о Вавилонском царстве:
а)            суд в Вавилоне;
б)            положение в государстве воинов;
в)            трудовое население страны;
г)             рабство;
д)            социальное неравенство жителей Вавилонского царства;
1. Выгодное географическое положение Вавилона. Работа с исторической картой. Подвести к выводу, возникновение царства на берегах Тигра и Евфата способствовали природные условия: земледелие требовало возведения плотин, дамб и др. сооружения было подсилу только государству.
Наивысшего могущества Вавилон достиг при царе Хаммурапи, царствовавшем с 1792 по 1759 г.г. до нашей эры. Далее идет работа с текстом учебника, знакомство с разделом «Хаммурапи утверждал, что получил власть от богов». Дети рассматривают иллюстрацию черного камня с законами царя, определяют где изображен бог,а где царь. Отвечают на вопросы - почему царь стоит вытянувшись перед царем ?, в чем историческая ценность камня ?
Да на черном камне записаны законы. Запись в тетради делают дети: «Закон-это письменный документ, в котором закреплены правила, определенные государством». Роль закона заключается в том, чтобы регулировать отношения в обществе. Чтобы не допустить беспорядков. Ученые, которые пишут учебники, начинают работу с изучения документов. Вот мы сегодня попробуем в роли ученых и самим поработать с документами, ответить 'на вопросы Задание первой группе
Прочитайте документы; выполните задания и ответьте на вопросы:
Расскажите, как осуществлялся суд в Вавилоне.
Озаглавьте первую статью свода законов. Как Вы думаете, почему именно
с нее начинает свои законы царь Хаммурапи?
Какие требования предъявлялись к судье? Какими качествами, по Вашему
мнению, должен был обладать судья? Почему этот закон находится в начале
свода законов?
Документы
   1) Если человек клятвенно обвинил  [кого-либо],  бросив на него
[обвинение в убийстве], но не доказал его, [то] обвинитель, его должен быть
наказан. <.>
(§3) Если человек выступил в суде для лжесвидетельства и слово, которое он
сказал, не доказал, [то], если это дело — дело о жизни, человек этот должен
быть наказан. < .. .>
(§ 5)Если судья разобрал дело ,вынес решение и изготовил документ с
печатью, а затем решение свое изменил, [то] этого судью следует изобличить
в   изменении   решения,   которое   он   постановил,   и   исковую   сумму,
предъявленную в суде, он должен уплатить в двенадцатикратном размере,
кроме того, публично его должны изгнать с судейского кресла и он не
должен вернуться, он не должен больше садиться вместе с судьями в суде
(Хрестоматия по истории Древнего Востока М., 1963. С. 198 — 199).
Задание второй группе
Прочитайте документы и ответьте на вопросы:
1.            Какие рода войск были в Вавилонском государстве?
2.            Какое вознаграждение полагалось вавилонянину, поступившему на
военную службу?
3.Какие цели преследовало государство, охраняя собственность воинов и их
семей?
4. О каких занятиях населения Вы узнали, прочитав эти документы?
Документы
    28)    Если    редум    [тяжеловооруженный    воин]    или    баирум
[легковооруженный воин], который был угнан в плен при поражении царя, в
состоянии нести ильк [обязанность воина], то поле и сад должны быть
отданы ему, пусть несет ильк своего отца. <...>
§ 34) Если декум [младший офицер] или лубуттум [старший офицер] забрал
добро ре- дума, притеснял редума, отдал редума внаем, предал [подарил]
сильному в суде или забрал подарок, который дал царь редуму, то этот декум
или лабуггум должен быть казнен. <...>
(§36) Поле, сад и дом, принадлежащие редуму, баируму ... не могут быть проданы за серебро (там же, с. 200—201).
Задание третьей группе
Прочитайте документы, ответьте на вопросы и выполните задания:
1.            Какие сведения о занятиях жителей Вавилона Вы получили, прочитав
статьи 218, 237, 239 законов Хаммурапи?
Сделайте вывод об уровне развития медицины в древнем Вавилоне.
На основе анализа законов сделайте вывод об отношения царя Хаммурапи
к своим подданным.
Почему, на Ваш взгляд, в Вавилонском царстве применялись тяжелые
наказания?
Документы
(§ 218) Если лекарь сделал человеку тяжелую операцию бронзовым ножом и убил этого человека, или же он вскрыл бельмо у человека бронзовым ножом и выколол глаз человеку, то ему должны отрубить кисть руки. <..> § 237) Если человек нанял лодочника и судно нагрузил его зерном, шерстью, маслом, финиками или же любым другим грузом, а этот лодочник был нерадив и потопил судно и погубил то, что в нем было, то лодочник должен возместить судно, которое он потопил, и все, что погубил в нем. <...> (§239) Если строитель построил дом и свою работу сделал непрочно, а дом, который он построил, рухнул и убил домовладельца, то этот строитель должен быть казнен (там же, с. 211—212).
Задание четвертой группе
Прочитайте документы, ответьте на вопросы и выполните задания:
1 .Какими путям в Вавилонском царстве человек мог попасть в рабство?
Кого в Вавилоне могли назвать рабом?
Составьте рассказ о положении рабов в Вавилонском царстве.
Документы
(§ 8) Если человек украл либо вола, либо овцу, либо осла, либо раба ... то он должен заплатить иск. Если вор не имеет чем платить, он должен быть казнен. <...>
(§ 117) Если долговое обязательство схватило человека и он продал за серебро жену, сына, дочь ... то три года они должны обслуживать дом их покупателя и их закабалителя, в четвертом году им должна быть предоставлена свобода. <...>
(§ 282) Если раб сказал своему господину «Ты — не мой господин», то он должен уличить его в том, что он — его раб, а затем его господин может отрезать ему ухо (там же, с. 199, 206,216).
После окончания самостоятельной работы с текстами документов учитель предлагает учащимся ответить на вопросы, поочередно давая слово представителям каждой из четырех групп.
Обобщал ответы школьников, учитель рассказывает, что в Вавилонском царстве судьи назначались царем. Суд, по-видимому, производился одним лицом, а разбирательство дела происходило в храме или около него. При этом следует учесть, что обвинения без доказательств суд не принимали. Какие же нужны были доказательства? Ими могли быть устные показания свидетелей, письменные акты, клятвенные заверения, а также испытания водой и огнем.
Участники процесса перед его началом произносили клятву — клялись именами богов-, покровителей данного города говорить правду. Судьи заполняли протоколы, записывали свое решение. Если судившиеся были не согласны с решением, то они могли обратиться с жалобой к царю. Именно он был последней судебной инстанцией, ему же принадлежало право помилования в уголовных делах.
Во время царствования царя Хаммурапи наказания были очень жестокими; часто виновные приговаривались к смерти или членовредительству. Более легкими наказаниями считались нанесение ударов плетьми и изгнание из родных мест.
Жестокость вавилонских законов ученые объясняют по-разному одни считают, что в древние времена действовал принцип устрашения, другие полагают, что в этих законах, как в зеркале, отразились суровые нравы эпохи. Наказание за преступления против личности зависело от положения потерпевшего и виновного. Например, статья 202 гласила: «Если человек ударит по щеке высшего по положению, чем он сам, — должно ... публично ударить его 60 раз плетью из воловьей кожи». В равных социальных условиях действовал принцип око за око».
Дополняя ответы ребят на вопросы о положении вавилонян, служащих в армии, учитель указывает, что в Вавилонском царстве существовала постоянная армия; за военную службу воин получал не только земельный участок, но и инвентарь. Интересно, что землю, полученную за военную службу, нельзя было продать за долги, передать в наследство или совершать с ней какие-то другие торговые сделки. Любая сделка с землей воина считалась недействительной (эта земля являлась собственностью государства; без сильной и верной армии не могло существовать ни одно государство на древнем Востоке).
Именно поэтому государство проявляло заботу о воинах: если воин был не в состоянии выкупить себя из плена, его выкупали на средства храма, расположенного в той местности, откуда он ушел на военную службу, или за счет государственной казны.
Можно подробнее рассказать и о положении арендаторов в Вавилонском государстве; при этом надо ввести понятие аренда. Учитель записывает на доске, а учащиеся в тетради:
«Аренда — это временное пользование чем - нибудь за определенную плату. Не всегда арендаторы могли расплатиться в срок, и тогда им приходилось брать у богатых людей продукты или деньги под проценты. Люди, дающие имущество в рост, называются ростовщиками».
При обсуждении проблемы рабства учитель отмечает, что рабовладение в государстве было узаконено и зафиксировано в писаном законе. Рабы в некоторых случаях приравнивались по закону к скотине. За убийство раба наказывали так же, как за убийство вола. Раба можно было продать и купить, отдать в залог ростовщику.
И все-таки раб мог оспорить свое рабское состояние. Об этом свидетельствует статья 282. В этом случае господин должен был доказывать в суде свое право на раба. Учащиеся подводятся к выводу, что законы Хаммурапи —это не только памятник истории Закона ( права ), но и исторический источник, содержащий сведения о вавилонском обществе и взаимоотношениях в нем людей.
Домашнее задание $ 14, ответить на вопросы к рисунку



Комментариев нет:

Отправить комментарий