четверг, 14 марта 2013 г.

Писатели нашего детства. К 100 - летию со дня рождения Сергея Михалкова

Пожалуй, немного найдётся в отечественной (да и в мировой) литературе писателей, чьё имя можно было бы зашифровать «паролем» - названием главного, самого известного и любимого читателями его произведения. У Сергея Михалкова такой пароль есть, и обозначается он двумя всем знакомыми с детства словами: «Дядя Стёпа». Именно этот добрый великан, храбрый и великодушный, спасающий людей «задаром» и одним движением руки предотвращающий крушение поездов, прочно ассоциируется в сознании читателей с обликом и личностью самого поэта: неслучайно некоторые иллюстраторы поэмы изображают ее героя с лицом Сергея Михалкова. И так - с 1935, года «рождения» дяди Стёпы, который и сегодня, в 2013, ровно 78 лет подряд, триумфально шествует от одного ребячьего сердца к другому.
Однако у патриарха отечественной литературы существует еще и «запасной» пароль для взрослых, и имя ему - Гимн. Никогда, ни в одной стране мира не случалось так, чтобы слова трёх державных гимнов (1943, 1977, 2001 гг.) написал один и тот же человек, получивший это право на конкурсной основе: явление феноменальное, достойное занять почётное место в книге рекордов Гиннесса.
Сергей Владимирович Михалков родился 13 марта (28 февраля по ст.ст.)в  1913 году в Москве, в семье ученого, одного из создателей отечественного промышленного птицеводства. Древний русский род Михалковых оставил заметный след в истории и культуре России. Мать, Ольга Михайловна, происходила из рода Глебовых, служивших по военной и государственной части. Детство Михалкова проходило в Москве и подмосковных Жаворонках, в донском имении Ольгино. Сочинять стихи стал рано, ребенком написал и свою первую басню. Первоначальное образование получил в семье, немка-воспитательница и сельский священник были его первыми наставниками. После переезда семьи в Москву Михалков пошел в четвертый класс школы. Любовь к сказкам Пушкина, басням Крылова, стихам Лермонтова и Некрасова сочеталась с увлечением стихами Маяковского, Есенина, Демьяна Бедного. Свои стихотворные опусы мальчик помещал в домашнем рукописном журнале. Первые попытки найти признание вне домашнего круга кончались отказами, пока в июльском номере ж. «На подъем» за 1928 г. (г. Ростов-на-Дону) не появилось стихотворение «Дорога». Семья к тому времени переехала в Пятигорск. Там Михалков стал автором краевой газеты «Терек».

В семнадцать лет началась самостоятельная жизнь. Михалков уехал в Москву, чтобы стать профессиональным писателем. Работал разнорабочим, помощником топографа в геологоразведочных экспедициях. С 1933 г. начал печататься в столичной периодике, его «Марш эскадрилий» был из «Огонька» перепечатан «Правдой». От довольно посредственных «взрослых» стихов Михалков постепенно перешел к стихам для детей. Поддержал его в этом направлении А. А. Фадеев, сыгравший значительную роль в его личном и творческом становлении. В 1936 г. вышло первое издание «Дяди Степы» с иллюстрациями А.Каневского. В том же году Михалков женился на Н.П.Кончаловской. В 1937 г. родился сын Андрон, а в 1945 г. – сын Никита (ныне оба – известные кинорежиссеры). Семья жила в доме Кончаловских, в котором царила атмосфера творчества и труда, где бывали многие талантливые и интересные люди.

Михалков, как и другие советские поэты, живо откликался на события времени, писал стихи о челюскинцах и папанинцах, о перелете Чкалова, о пограничниках, о событиях в Испании и Абиссинии, о зарубежных пионерах. В 1936 г. в библиотечке «Огонька» вышла первая книжка стихов Михалкова, вслед за нею пошли другие, в которых все больше было стихов для детей. В 1937 г. Михалков был принят в Союз писателей СССР. К тому времени он уже был автором произведений, ставшими хрестоматийными: «А что у вас?», «Мы с приятелем», «Дядя Степа», «Песенка друзей», «Рисунок», «Фома» и др. Лирика, юмор и сатира, смешавшись, дали почти все основные оттенки «михалковской» интонации.

Профессиональное признание Михалкова началось с «Дяди Степы». Уже в иные времена Михалков вернется к своему герою в частях-продолжениях «Дядя Степа – милиционер» (1954), «Дядя Степа и Егор» (1968), «Дядя Степа – ветеран» (1981).

Неожиданный взлет в судьбе Михалкова произошел случайно. Сталин прочел в «Известиях» колыбельную «Светлана», посвященную автором понравившейся ему девушке, и по-своему принял участие в судьбе молодого поэта: вписал его имя в список писателей, представленных к награждению орденом Ленина. Так в 1939 г. Михалков получил свою первую награду, послужившую ему и охранной грамотой в пору репрессий.

В 1939 г. Михалков был призван в армию и участвовал в событиях на Западной Украине, в финской войне в качестве военного корреспондента. Почти всю Великую Отечественную войну он служил журналистом газеты «Сталинский сокол», побывал почти на всех фронтах, писал очерки, заметки, стихи, юмористические рассказы, тексты к политическим карикатурам, листовки и прокламации. К детям были обращены стихи «Братья», «Данила Кузьмич», «Быль для детей» и др. Творческое наследие военных лет вошло в сборники «Служу Советскому Союзу» (1947) и «Фронтовая муза» (1976).

Военная судьба свела Михалкова и Габриэля Аркадьевича Урекляна, выступавшего в печати под псевдонимом Г. Эль-Регистан. Когда летом 1943 г. правительством было принято решение о создании нового Государственного гимна СССР взамен «Интернационала», друзья решили принять участие в конкурсе. Среди десятков вариантов сочиненный ими текст был принят комиссией за основу. Впервые по Всесоюзному радио Гимн прозвучал в ночь на Новый 1944 г. В 1977 г. был принят новый вариант Гимна, в который Михалков внес коррективы.

По совету А.Н.Толстого, будучи уже известным детским поэтом, Михалков начал осваивать жанр басни. Было это в 1944 г., когда широко отмечался юбилей И.А.Крылова. В 80-х годах поэт вернулся к басне, во взрослой периодике были опубликованы «Лекарь поневоле», «Пес, конь и заяц», «Кроты и люди», «Орел и курица», «Корни», «Дуб и шелкопряд», «Лев на таможне» и др.

Как драматург Михалков сложился в 30-40-х годах. Первая его пьеса «Том Кенти» (1038) была вольной инсценировкой «Принца и нищего» М.Твена. Эта и последовавшие за ней пьесы создали фундамент театрального репертуара, посвященного пионерии («Коньки,1938; «Особое задание», 1945; «Красный галстук», 1946). Пьесы-сказки «Веселое сновидение» («Смех и слезы», 1946), «Зайка-Зазнайка» (1951), прозаическая сказка «Праздник Непослушания» (1972),водевиль «Сомбреро» (1957), целый ряд публицистических пьес были очень популярны среди юных зрителей.

Михалков известен и как переводчик стихов классиков детской литературы – А.Босева, Л.Квитко, Ю.Тувима, кроме того, он переводил с украинского, французского, чешского.

Михалков тесно связан с отечественным кинематографом и телевидением. Начиная с 1938 г., когда был написан текст к мультфильму «В Африке жарко», по сценариям Михалкова было поставлено более 30 мультфильмов, художественных и телевизионных фильмов. Он стал автором идеи и главным редактором всесоюзного сатирического киножурнала «Фитиль» (1962).

C.В.Михалков в течении 20 лет был во главе секретариата Правления Союза писателей России. В 2000 г. был проведен конкурс на новый текст Гимна России. Победил в конкурсе С.В.Михалков.

 «Трудно представить, какое огромное количество мальчишек и девчонок выросло, повзрослело, стало папами и мамами (даже бабушками и дедушками!), неся в своей душе удивительно добрые, мудрые, гражданственные, воистину народные стихи Сергея Михалкова.».(Р. Рождественский).

Комментариев нет:

Отправить комментарий