Во всех храмах и церквях сегодня проходят божественные
литургии в память о князе Владимире, который приняв христианскую
веру, сделал ее государственной религией страны. Князь Владимир I Святославич —
это внук великой княгини Ольги (святой равноапостольной великой княгини Ольги)
и сын великого князя Святослава Игоревича. Святой Владимир жил и правил на
рубеже X-XI веков. Сначала, с 970 года, он княжил в Новогороде; потом, с 978-го
и до 1015-го (год смерти), в Киеве, столице Киевской Руси. Именно
равноапостольный князь Владимир - инициатор Крещения Руси, поворотного события
для истории нашей страны. В 988 году (хотя до сих пор по поводу этой даты идут
споры) христианство стало в Киевской Руси государственной религией. Сам бывший
язычник, князь Владимир активно распространял новую веру среди славян. За это
его прозвали Владимир Креститель. А Церковь прославила князя Владимира в лике
святых как равноапостольного (это те, кто своей жизнь послужил проповеди
Евангелия, распространению христианской веры среди людей). В современной России святой равноапостольный
Владимир считается небесным покровителем внутренних войск МВД России.
Как Князь Владимир находит иситуню веру? Как это было? Вспомним
историю…
В Киеве к 987
г. было много христиан, и даже бабушка князя Владимира, княгиня
Ольга, была христианкой, но сам Владимир оставался язычником. Один случай
сильно повлиял на Владимира и заинтересовал его в христианстве. После победы
над ятвягами старейшины из дружины Владимира потребовали человеческой жертвы,
что было принято у варягов. Жребий пал на сына одного христианина-варяга,
которого звали Иоанн, а отца его – Феодор. Отец отказался выдать сына и
прославлял единого, истинного Бога, называя языческих богов кусками дерева. За
это отец и сын были убиты толпой язычников. Но князь Владимир запомнил этот
случай (кстати, после принятия
христианства, Владимир воздвиг на месте убиения отца и сына соборную
"Десятинную церковь", а память этих первых христианских мучеников на
Руси празднуется 12 июля по старому стилю)
До того, как принять христианство, князь Владимир тщательно
ознакомился с различными вероисповеданиями. В 987 г. к нему пришли послы от
соседних народов: католики, магометане, евреи и православные. Владимир довольно
быстро отпустил всех послов, но с православными долго беседовал: ему интересно
было побольше узнать о вере, за которую с такой решимостью приняли мучения
Феодор и Иоанн.После этого Владимир, посоветовавшись с дружиной и со
старейшинами, послал 10 "добрых и смысленых мужей" объехать соседние
страны и исследовать все веры на их местах. Когда послы вернулись, то они
больше всего хвалили "греческую веру", т.е. православную, ссылаясь и
на то, что эта веры была принята самой княгиней Ольгой.
В период выбора Владимиром веры, в Византии поднялось
восстание против новых византийских императоров, братьев Василия и Константина.
Восставшие подошли к Царьграду и императоры попросили помощи у Владимира. Тот
обещал, но при условии, что он примет христианство, а императоры выдадут за
него свою сестру, царевну Анну. Греки согласились и весной 988 г. шеститысячный отряд
русских защитил Царьград, но греки отказались исполнить своё обещание. Тогда
Владимир осадил богатый греческий город Корсунь (теперешний Херсон) и
пригрозил, что пойдёт на самый Царьград. В ответ Греки пообещали сдержать ранее
данное обещание выдать царевну Анну за Владимира, на что Владимир согласился
креститься только после того, как царевна Анна приедет в Корсунь. И хотя греки
никогда раньше не выдавали своих царевен за "варваров", тут им
пришлось уступить и царевна Анна приехала в Корсунь. Состоялось торжественное
крещение Владимира, принявшего при этом христианское имя Василий, и его бракосочетание
с царевной Анной. Таким образом Владимир, принимая новую веру, не стал
подчинённым греческих императоров, а их равным -- "братом". Более
того, так как греческие императоры были в родстве с другими европейскими
императорами и королями, то Владимир породнился с тремя самыми сильными царями
того времени. Конечно, по своим размерам и силе Киевская Русь была равна им. И
всё-таки это было большим достижением Владимира, которому тогда было всего лишь
25 лет.
Вернувшись в Киев, Владимир прежде всего крестил своих
детей, а после этого он сам и греки-священники, знавшие славянский язык,
проповедовали на улицах Киева. Идолы были разрушены и сожжены, а самый главный
идол, Перун, был с позором оттащен к Днепру и брошен в него. После этого
Владимир объявил киевлянам: "Если кто, богатый или бедный, нищий или раб,
не окажется завтра на реке, тот будет против меня". Все киевляне собрались
к реке и в 988 г.
состоялось Крещение Руси, положившее начало православию на Руси. За последующие
три года вера Христова распространилась по всему "великому пути из варяг в
греки".
Постепенно христианство приходит в другие города Киевской
Руси: Чернигов, Новгород, Ростов, Владимир-Волынский, Полоцк, Туров,
Тмутаракань, где создаются епархии. При князе Владимире подавляющее большинство
русского населения приняло христианскую веру, и Киевская Русь стала
христианской страной.
Крещение Руси создало необходимые условия для образования
Русской Православной Церкви. Из Византии прибыли епископы во главе с
Митрополитом, а из Болгарии — священники, привезшие с собой богослужебные книги
на славянском языке; строились храмы, открывались училища для подготовки
духовенства из русской среды. Летопись сообщает, что князь Владимир приказал
рубить церкви. С помощью греческих мастеров в Киеве был построен величественный
каменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Десятинный), и перенесены
в него святые мощи равноапостольной княгини Ольги. Храм этот символизировал
собой истинный триумф христианства в Киевской Руси и вещественно олицетворял
собою "духовную Русскую Церковь".
Равноапостольный князь Владимир заботился и о просвещении
своего народа. По свидетельству летописи (под 988 год) он велел "собрать у
лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное".
Продолжателем апостольской миссии святого князя Владимира
был его сын, великий князь Киевский Ярослав Мудрый (1019 – 1054), в правление
которого христианская вера на Руси, по свидетельству летописи (под 1037 год),
продолжала "плодиться и расширяться, и черноризцы стали умножаться, и монастыри
появляться... и умножались пресвитеры и люди христианские. И радовался Ярослав,
видя много церквей и людей христианских..." При Ярославе Мудром построены
такие выдающиеся памятники русского церковного зодчества, как киевская София
(заложена в 1037 году) и новгородская София (1045-1055 годы), основан
знаменитый Киево-Печерский монастырь (1051 год), во многом определивший
дальнейшее развитие религиозной и культурной жизни Киевской Руси.
Говоря о значении христианско-просветительной деятельности
святого Владимира и Ярослава Мудрого, вспомним ту образную характеристику,
которую дает нам летописец (под 1037 год): "Как если бы один землю
вспашет, другой же засеет, а иные и жнут и едят пищу неоскудевающую, — так и
этот. Отец ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть Крещением
просветил. Этот же засеял книжными словами сердца верующих людей, а мы
пожинаем, учение, получая книжное".
Очень интересная статья. Спасибо за маленький экскурс в историю.
ОтветитьУдалить