Сегодня учащиеся нашей школы отправились в туристический поход по маршруту "Жемчужина Кавказа", где ребята пройдут по Гуамскому ущелью, увидят Каменное море, Альпийские луга, водопады.
А я хочу рассказать немного об истории туризма. Туризм (как национальный, так и международный) - продукт
длительного исторического развития. Предпосылки его появления лежат в глубокой
древности. Как известно в истории развития туризма мы различаем четыре этапа:
• до начала XIX века - предыстория туризма;
• начало XIX века - начало XX века - элитарный туризм,
зарождение специализированных предприятий по производству туристических услуг;
• начало XX века - до начала Второй мировой войны - начало
становления социального туризма;
• после второй мировой войны - современный этап - массовый
туризм, формирование туристской индустрии как межотраслевого комплекса по
производству товаров и услуг для туризма.
В основу данной периодизации положены следующие критерии:
технико-экономические предпосылки; социальные предпосылки; целевые функции
туризма на разных этапах развития.
Первый этап -
предыстория туризма.
Современный туризм - явление, с одной стороны, так как
массовым он стал всего лишь после Второй мировой войны; с другой стороны,
туризм имеет глубокие исторические корни, ибо путешествия известны человечеству
с древнейших времен. Уже в древние времена народы Средиземноморья располагали
географическими описаниями, которые давали общие представления о соседних
территориях.
В античные времена основными мотивами путешествия были
торговля, образовательные цели, паломничество, лечение.
Для развития обмена и торговых связей требовались
достоверные и подробные сведения о странах, их населении и обычаях. На больших
и прочных кораблях уходили в открытое море финикийцы. Прокладывая пути в
неведомые края, они выходили за пределы бассейна Средиземного моря, плавали
вдоль западных берегов Европы и Африки.
С целью изучения новых территорий отправлялись в далекие
путешествия древнегреческие ученые (Геродот - V века до н.э.) и исследователи
других стран (Пифей - IV век до н.э.).
Можно сказать, что в Древней Греции зародились и спортивные
поездки: ежегодно на Олимпийские игры стекались тысячи спортсменов, любителей
спорта и почитателей искусств не только из Эллады, но и других государств
Средиземноморья. К этому периоду относится и сооружение специальных больших
домов, в которых могли разместится и отдохнуть атлеты и зрители.
Накопившиеся к началу нашей эры географические данные о
различных странах наиболее полно были изложены Страбоном (63 г. до н.э. - 20г. н.э.) и
Клавдием Птоломеем (90-168г. н.э.).
Большая подвижность была характерна для населения Древнего
Рима. Зачастую для римлянина из богатой семьи поездка в Грецию была связана с
необходимостью пополнить свое образование. В период расцвета Римской империи
путешествия в Грецию стали приобретать развлекательный характер. Особенно
охотно посещались места с теплыми минеральными источниками. Перемещение богатых
путешественников требовало соответствующей организации их отдыха.
Еще в первом века до нашей эры в Римской империи возникли
государственные постоялые дворы, находившиеся друг от друга на расстоянии
одного дня езды на лошади. Они располагались в городах и на главных дорогах, по
которым проезжали курьеры и государственные служащие из Рима, вплоть до Малой
Азии и Галлии.
Огромная заслуга в дальнейшем расширении познания человеком
окружающего мира принадлежит также арабским путешественникам VII-XI веках,
среди которых наиболее известен купец из Басры Сулейман, побывавший в Китае,
Индии и других странах.
В средние века усиливается религиозный фактор путешествия -
поклонение святыням христианства и мусульманства. Однако, несмотря на различные
цели походов и путешествий, все они объективно расширяли географические
познания человека. Наиболее массовое передвижение людей в Европе было связано с крестовыми походами, которые предпринимались
европейскими рыцарями и следовавшими за ними купцами в целях захвата чужих
богатств и территорий. Вслед за ними двигались на Восток священники и паломники
в сопровождении бесчисленных толп бродяг и обездоленных.
Эпоха Ренессанса и Просвещения ослабевает религиозные мотивы
и усиливает индивидуальный характер и образовательную направленность поездок.
Представители привелигерованных классов совершали в средние века путешествия к
целебным источникам. Молодые дворяне нередко оправлялись в своеобразный
"гран-тур" по Европе, прежде чем вступить на поприще профессиональной
или политической деятельности. В Англии, например, маршрут такого путешествия
начинался в Лондоне, вел во Францию с длительным пребыванием в Париже, затем -
в Италию: Генуя, Милан, Флоренция, Рим. Обратный путь пролегал через Швейцарию,
Германию, Нидерланды. По мере усиления общественных позиций третьего сословия
его представители в XVIII веке - начале XIX века все чаще предпринимают
аналогичные образовательные туры.
Однако, несмотря на различные цели походов и путешествий,
все они объективно расширяли географические и научные познания человека.
Создавались предпосылки для великих географических открытий конца XV века -
второй половины XVII века. Число неоткрытых географических мест на карте мира
неуклонно сокращалось. Подробные описания видимых рек, морей, материков и стран
оставили Афанасий Никитин, Марко Поло, Васко де Гама, Христофор Колумб.
Резюме: отличительными характерами путешествий до середины
XIX века были: примитивизм средств передвижения; то, что путешествия было не
самоцелью, а необходимым условием и средством к достижению собственно цели, как
то: торговые дела, расширение образовательного кругозора, лечение,
паломничество. Всех путешественников объединяло то, что они относились к
меньшинству, занимавшему привилегированное положение в обществе.
"Маленький человек" оставался в стороне.
Второй этап -
элитарный туризм и зарождение массового туризма.
Важнейшую роль в развитии туризма сыграли революционные
изменения в развитии транспорта: изобретение парохода Фултоном в 1807г.,
паровоза - Стефенсом в 1814г., совершенствование постовой связи,
сопровождавшееся расширением сети дорог в Европе. Все это обусловило больше
надежности и скорость передвижения при снижении расходов на путешествия.
Вследствие массового наплыва переселенцев из старого Света в Америку бурными
развивается морское сообщение, в середине XIX века возникают крупные пароходные
компании.
Научно-технический прогресс и социальная борьба трудящихся,
а также растущее благосостояние общества обусловили постепенное уменьшение
рабочего времени в пользу свободного (см. схему 1): введение гарантированных
неоплачиваемых, а впоследствии и оплачиваемых отпусков (В Германии, например,
впервые отпуска были установлены законом о государственных служащих 1873г.).
Повышение качества и надежности транспортных перевозок в
совокупности с их удешевлением, а так же постепенное сокращение рабочего
времени обусловили существенное увеличение потоков путешествующих.
Соответственно возникли первые предприятия, специализировавшиеся на
обслуживании временных посетителей. На смену скромным пансионам и
"комнатам для госте" в домах священнослужителей, в монастырях и
религиозных миссиях приходят первые гостиницы. В 1812 г. в центральной
Швейцарии вступает в строй отель "Риги-Клестели", в 1832г. -
гостиница в городе Фаульхорн. В 1801г. в Германии открывается первоклассная
гостиница "Бадише Хоф" в Баден-Бадене, 1856г. в Швейцарии-
"гранд-отель Швайцерхофт" в городе Интерлакене. В Германии на рубеже
18-19 веков возникают первые курорты минеральных вод - в Хайлигендаммене,
Нордернее, Травемюнде. Как отмечает швейцарский исследователь туризма профессор
К.Каспар: "В этот период становления туризма строились в первую очередь
роскошные гостиницы, которые обслуживали представителей аристократических
кругов, "нового дворянства", "высшего офицерства". В
зависимости от времени года элита либо пребывала на французской или итальянской
Ривьере, либо отдыхала на термальных курортах в Швейцарии и Германии, либо
предпринимала длительные путешествия в Северную Африку, Египет, Грецию.
Во второй половине XIX века индустрии отдыха расширяет сферу
своего производства: к предприятиям гостиничного хозяйства добавляются первые
бюро путешествий, в задачу которых входило организация туристических поездок и
реализация потребителю. Хрестоматийным периодом первого пэкидж-тура - комплекса
туристических услуг, продаваемого по единой цене - является групповой тур на
отдых, организованного англичанином Т.Куком в 1841г. Комплекс услуг включал в
себя двадцатимильную поездку по железной дороге, чай и булочки в поезде,
духовой оркестр. Все поездка, в которой приняли участие 570 человек стоила
каждому из них 1 шиллинг.
Интересно, что Т.Кук преследовал при этом скорее социальные,
чем коммерческие цели. Будучи председателем местного союза трезвенников, он
стремился подобной акцией привлечь внимание к возможностям целесообразного
использования свободного времени и найти новых сторонников для руководимого им
союза. Так или иначе, идея прижилась, и в последующие 20 лет в Англии возникла
множество новых бюро путешествий. Начиная с 1862г. появляются и первые каталоги
туристических поездок, что отразил процесс расширения туристического спроса.
В Германии первое бюро путешествий - "Райзебюро
Штанген" - было основано в Бреслау в 1863г. Фирма имела тесные контакты с
пароходными компаниями и в начале ХХ века активно рекламировала и продавала
морские круизные увеселительные поездки. В Германии конца ХIХ - начала ХХ веков
дальние туристические поездки могли себе позволить еще немногие. Тем не менее
постепенно путешествия становятся доступны среднему классу. Среди чиновников и
служащих в этот период широкое распространение получил летний выезд на дачи
(Sommerfrische). Дача находилась, как правило, недалеко от города, основным
видом используемого дачниками транспорта была железная дорога, размещение
отличалось скромностью и чинностью. Дачный сезон длился в обеспеченных семьях с
конца июнь до начала сентября. Для бюджета семей мелких чиновников и рабочих
дачи стали доступными лишь в конце 20-х гг. нашего века.
Резюме: в начале ХIX века ряд таких факторов как:
промышленная революция, развитие транспорта, увеличение свободного времени
благоприятно повлияло на развитие туризма. Из-за увеличения количества
путешественников стало необходимым строительство гостиниц, организация бюро
путешествий, развиваются туристические услуги комплексного типа.
Третий этап - начало
становления массового туризма.
Первая мировая война, экономическая депрессия 30-х гг. и
вторая мировая война оказали негативное влияние на развитие туризма. Вместе с
тем, именно в период между двумя мировыми войнами появляются ростки массового
туризма, расцвет которого приходится на послевоенные десятилетия. Туристические
поездки как внутри стран, так и зарубежные постепенно приобретают качественно
иной характер. Они преследуют уже не только развлекательные, но и
познавательные цели. В маршруты все чаще включаются исторические места, памятники
культуры. Подавляющая часть международного туристского движения приходилось на
Европу.
Приведем два примера массового туризма.
В Швейцарии интерес в данном отношении представляет
возникновение и деятельность фирмы "Отельплан", которая в настоящее время
является одним из крупнейших производителей тур услуг в этой стране. В основе
образования фирмы 1935 году лежали идеи ее создателя Г.Дуттвайлера о том, что
вовлечение "маленького человека" в туризм оказал бы неоценимую помощь
страдающему от кризиса гостиничному хозяйству. "Следует обратится к
публике, до сих пор не приобщенной к туризму и не привыкшим к
путешествиям", - отмечал Г.Дуттвайлер. Массовые дешевые тур поездки
становятся основным продуктом фирмы. "Народный туризм" имел успех:
уже в первом финансовом году фирма реализовала 52 648 туристических поездок.
В Германии импульс развитию массового туризма дал, как ни
странно, национал-социализм. Осуществляя идею "единства нации",
руководство страны стимулировало массовый организованный туризм с целью отдыха,
причем эту деятельность направляла специальная организация национал социализма
"Сила через радость" (Kraft durch Freude). В 1933г. был основан
имперский комитет по туризму, который подчинялся министру просвещения и
пропаганды. Общую идеологическую установку в этой области сформулировал лично
А.Гитлер: "Я хочу, чтобы рабочему был обеспечен достаточный отпуск и чтобы
этот отпуск, а также свободное время в целом стали настоящим отдыхом для него.
Я желаю этого, потому что я хочу иметь народ с сильными нервами, так как только
с таким народом можно делать большую политику." История уже вынесла
обвинительный вердикт "большой политике" Гитлера, а для нас в данном
случае интересен тот факт, что нацистский режим уделял столь большое внимание организации
массового отдыха трудящихся и вовлекал в туризм все новые слои населения,
расширяя тем самым его социальную базу. Германское государство оказывало
содействие в организации групповых поездок на отдых - круизов, железнодорожных
туров, туристических походов. Умеренные цены способствовали первому
"туристическому буму" в Германии: число туристических поездок
возросло с 2,3 млн. в 1934г. до 5 млн. в 1935г., 9,6 млн. - в 1937г. 10,3 млн.
- в 1938г.
Резюме: в этот период развития туризм одиночек постепенно
уступал место групповому туризму широких масс. Кроме того изменился характер
путешествий - уже преследовались не только развлекательные, но и познавательные
цели. В маршруты все чаще включаются исторические места, памятники культуры.
Четвертый период -
массовый туризм.
Вторая мировая война парализовала туризм, и дальнейшее
развитие он получает уже в послевоенные годы. Именно в этот период туризм
приобретает действительно массовый характер: из предмета роскоши он становится
потребностью для большинства населения высокоразвитых индустриальных стран. В
западноевропейских странах 50-60-е гг. - это период активного грюндерства
туристических фирм, массового строительства гостиниц, мотелей, разного рода
увеселительных заведений. Европейский туризм 50-х гг. был ориентирован преимущественно
на прием американских туристов и является источником долларовых поступлений для
принимающей страны. В60-е годы и до середины 70-х наблюдается быстрый
экстенсивный рост как въездного, так и выездного туризма, а также увеличение
числа туристических предприятий и объемов их производства.
Важнейшим показателем завершения процесса формирования
массового туризма мы считаем интенсивность туризма в той или иной стране (см. схему 2). Интенсивность
туризма показывает, какая часть (в %) населения ежегодно совершает хотя бы одну
туристическую поездку (нетто-интенсивности), и рассчитывается как процентное
отношение ко всему населению страны или к той его части, которая старше 14 лет.
Когда интенсивность туризма превышает 50%, то можно говорить о сформировавшемся
массовом туризме, в котором принимает участие большая часть населения.
В 80-е гг. темпы роста замедлились но остались устойчивыми
при высоком уровне объема производства. За период с 1980г. число ночевок
туристов увеличивается в 1,9 раза, причем если в 1960г. туристические поездки
предпринимали лишь 27% населения ФРГ, то в 1980г. - 57,7%, а в 1987г. - 64,4%.
После второй мировой войны в спросе и предложении на рынке
туризма произошли коренные изменения, которые дают основание говорить о том,
что массовый конвейерный туризм трансформировался в массовый
дифференцированный. Прежде всего следует отметить, что и в первом и во втором
случае речь идет о массовом туризме, в котором принимают участие не только
элита, но и средний класс, а значит с 80-х годов, - и населения с низким
уровнем доходов.
Конвейерные туризм предполагает относительным примитивизм и
однообразность потребностей и мотивации туристов и, соответственно,
обезличенно-конвейерный характер производимых услуг.
Дифференцированный туризм отличают разнообразная парадигма
потребностей и мотивации туристов, множественность узкоспециализированных
сегментов в туристском спросе, разнообразие предлагаемых услуг и ярко
выраженная специализация туристского предложения. Для дифференцированного
туризма характерен не столько широкий, сколько глубокий ассортимент услуг.
Иными словами, тур фирма предлагает не огромное количество видов тур продукта,
а ограниченное число видов, каждый из которых имеет большое число вариантов.
Переход от конвейерного к дифференцированному туризму совершался одновременно с
переходом от рынка производителей к рынку потребителей.
Оживление экономической конъектуры в 50-х гг. и последующему
бурному росту в 60-е гг. соответствовало формирование общественной
психологии "ограниченного
потребления и высокой производительности труда" ("Общество
трудоголиков"). Ограниченность потребления обусловлена отсутствием
достаточного уровня благосостояния массового среднего потребителя. Труд являлся
доминирующей категорией в общественном сознании данного периода. Быстрый
экономический рост и насыщение рынка товарами стимулировали расширение
парадигмы потребностей, а труд рассматривался в качестве основного средства для
достижения удовлетворения запросов потребителей самими потребителями.
На рубеже 60-70-х гг. формируется "общество потребления
материальных благ - потребление ради потребления. Усложняется мотивация
туристического спроса: наряду с рекреационным растущее значение приобретают
образовательный, коммуникативный и инвестиционный аспекты туризма. Все это
сохраняет свою актуальность и на протяжении 80-х гг.
Со второй половины 70-х гг. одновременно с дифференциацией
туристического спроса в предложение усиливается тенденция к специализации и диверсификации, причем последняя находит
выражение как в расширении ассортимента представляемых услуг в рамках
специализации фирмы, так и в
проникновении туристических фирм в другие области сферы услуг. Насыщение рынка
товаров и услуг, замедление темпов экономического роста, экономический
структурный кризис середины 70-х гг. стимулировали формирование
дифференцированного и доминированного последнего в 80-е гг.
В условия растущего единства и взаимозависимости мира,
расширение межнациональных контактов в сфере экономики усиливается
инвестиционный аспект туризма. Деловой туризм (бизнес-туры, ярмарки,
конференции, симпозиумы и др.) является неотъемлемой частью современного
производственного процесса. В сожалению, в плоть до середины 80-х гг.
статистика туризма не выделяла деловой туризм в самостоятельный предмет
исследования, поэтому практически невозможно проследить долгосрочную динамику
его развития.
Наряду с рекреационным и деловым эффектом, необходимо
учитывать и растущее значение коммуникативного аспекта туризма: усиливается
число туристических поездок с целью коммуникации и установления гуманитарных
контактов, посещение друзей и знакомых; развивается религиозный и этнический
туризм.
Мы вправе говорить об экспансии туризма в течении всех после
военных десятилетий, хотя действительный объем этой экспансии оценить можно
лишь приблизительно вследствие несовершенства статистики и неопределенности
понятийного аппарата науки о туризме. Важнейшим показателем завершения процесса
формирования массового туризма мы считаем интенсивность туризма в той или иной
стране (см. схему 2). Массовый спрос на туристические услуги породил массовое
туристическое производство: туристический продукт был стандартизирован, а
производство услуг и товаров поставлено "на конвейер". Возникли разнообразные
предприятия и общественные институты, производящие различные компоненты и виды
турпродукта и составляющие в совокупности индустрию туризма (туриндустрию).
Резюме: Формируется мощная индустрия отдыха со своими
институтами, продуктом, производственным циклом, методами организации и
управления производством. Совершается переход от массового конвейерного к
массовому дифференцированному туризма. В этот период международный туризм по
сравнению с прежним этапом развивался в несколько раз интенсивнее.
Комментариев нет:
Отправить комментарий