воскресенье, 28 июля 2013 г.

1025–летие Крещения Руси. Святой равноапостольный князь Владимир.


Во всех храмах и церквях сегодня проходят божественные литургии в память о князе Владимире, который приняв христианскую веру, сделал ее государственной религией страны. Князь Владимир I Святославич — это внук великой княгини Ольги (святой равноапостольной великой княгини Ольги) и сын великого князя Святослава Игоревича. Святой Владимир жил и правил на рубеже X-XI веков. Сначала, с 970 года, он княжил в Новогороде; потом, с 978-го и до 1015-го (год смерти), в Киеве, столице Киевской Руси. Именно равноапостольный князь Владимир -  инициатор Крещения Руси, поворотного события для истории нашей страны. В 988 году (хотя до сих пор по поводу этой даты идут споры) христианство стало в Киевской Руси государственной религией. Сам бывший язычник, князь Владимир активно распространял новую веру среди славян. За это его прозвали Владимир Креститель. А Церковь прославила князя Владимира в лике святых как равноапостольного (это те, кто своей жизнь послужил проповеди Евангелия, распространению христианской веры среди людей).  В современной России святой равноапостольный Владимир считается небесным покровителем внутренних войск МВД России.

 Как Князь Владимир находит иситуню веру? Как это было? Вспомним историю…
 В Киеве к 987 г. было много христиан, и даже бабушка князя Владимира, княгиня Ольга, была христианкой, но сам Владимир оставался язычником. Один случай сильно повлиял на Владимира и заинтересовал его в христианстве. После победы над ятвягами старейшины из дружины Владимира потребовали человеческой жертвы, что было принято у варягов. Жребий пал на сына одного христианина-варяга, которого звали Иоанн, а отца его – Феодор. Отец отказался выдать сына и прославлял единого, истинного Бога, называя языческих богов кусками дерева. За это отец и сын были убиты толпой язычников. Но князь Владимир запомнил этот случай (кстати,  после принятия христианства, Владимир воздвиг на месте убиения отца и сына соборную "Десятинную церковь", а память этих первых христианских мучеников на Руси празднуется 12 июля по старому стилю)
До того, как принять христианство, князь Владимир тщательно ознакомился с различными вероисповеданиями. В 987 г. к нему пришли послы от соседних народов: католики, магометане, евреи и православные. Владимир довольно быстро отпустил всех послов, но с православными долго беседовал: ему интересно было побольше узнать о вере, за которую с такой решимостью приняли мучения Феодор и Иоанн.После этого Владимир, посоветовавшись с дружиной и со старейшинами, послал 10 "добрых и смысленых мужей" объехать соседние страны и исследовать все веры на их местах. Когда послы вернулись, то они больше всего хвалили "греческую веру", т.е. православную, ссылаясь и на то, что эта веры была принята самой княгиней Ольгой.
В период выбора Владимиром веры, в Византии поднялось восстание против новых византийских императоров, братьев Василия и Константина. Восставшие подошли к Царьграду и императоры попросили помощи у Владимира. Тот обещал, но при условии, что он примет христианство, а императоры выдадут за него свою сестру, царевну Анну. Греки согласились и весной 988 г. шеститысячный отряд русских защитил Царьград, но греки отказались исполнить своё обещание. Тогда Владимир осадил богатый греческий город Корсунь (теперешний Херсон) и пригрозил, что пойдёт на самый Царьград. В ответ Греки пообещали сдержать ранее данное обещание выдать царевну Анну за Владимира, на что Владимир согласился креститься только после того, как царевна Анна приедет в Корсунь. И хотя греки никогда раньше не выдавали своих царевен за "варваров", тут им пришлось уступить и царевна Анна приехала в Корсунь. Состоялось торжественное крещение Владимира, принявшего при этом христианское имя Василий, и его бракосочетание с царевной Анной. Таким образом Владимир, принимая новую веру, не стал подчинённым греческих императоров, а их равным -- "братом". Более того, так как греческие императоры были в родстве с другими европейскими императорами и королями, то Владимир породнился с тремя самыми сильными царями того времени. Конечно, по своим размерам и силе Киевская Русь была равна им. И всё-таки это было большим достижением Владимира, которому тогда было всего лишь 25 лет.

Вернувшись в Киев, Владимир прежде всего крестил своих детей, а после этого он сам и греки-священники, знавшие славянский язык, проповедовали на улицах Киева. Идолы были разрушены и сожжены, а самый главный идол, Перун, был с позором оттащен к Днепру и брошен в него. После этого Владимир объявил киевлянам: "Если кто, богатый или бедный, нищий или раб, не окажется завтра на реке, тот будет против меня". Все киевляне собрались к реке и в 988 г. состоялось Крещение Руси, положившее начало православию на Руси. За последующие три года вера Христова распространилась по всему "великому пути из варяг в греки".

Постепенно христианство приходит в другие города Киевской Руси: Чернигов, Новгород, Ростов, Владимир-Волынский, Полоцк, Туров, Тмутаракань, где создаются епархии. При князе Владимире подавляющее большинство русского населения приняло христианскую веру, и Киевская Русь стала христианской страной.

Крещение Руси создало необходимые условия для образования Русской Православной Церкви. Из Византии прибыли епископы во главе с Митрополитом, а из Болгарии — священники, привезшие с собой богослужебные книги на славянском языке; строились храмы, открывались училища для подготовки духовенства из русской среды. Летопись сообщает, что князь Владимир приказал рубить церкви. С помощью греческих мастеров в Киеве был построен величественный каменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Десятинный), и перенесены в него святые мощи равноапостольной княгини Ольги. Храм этот символизировал собой истинный триумф христианства в Киевской Руси и вещественно олицетворял собою "духовную Русскую Церковь".

Равноапостольный князь Владимир заботился и о просвещении своего народа. По свидетельству летописи (под 988 год) он велел "собрать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное".

Продолжателем апостольской миссии святого князя Владимира был его сын, великий князь Киевский Ярослав Мудрый (1019 – 1054), в правление которого христианская вера на Руси, по свидетельству летописи (под 1037 год), продолжала "плодиться и расширяться, и черноризцы стали умножаться, и монастыри появляться... и умножались пресвитеры и люди христианские. И радовался Ярослав, видя много церквей и людей христианских..." При Ярославе Мудром построены такие выдающиеся памятники русского церковного зодчества, как киевская София (заложена в 1037 году) и новгородская София (1045-1055 годы), основан знаменитый Киево-Печерский монастырь (1051 год), во многом определивший дальнейшее развитие религиозной и культурной жизни Киевской Руси.

Говоря о значении христианско-просветительной деятельности святого Владимира и Ярослава Мудрого, вспомним ту образную характеристику, которую дает нам летописец (под 1037 год): "Как если бы один землю вспашет, другой же засеет, а иные и жнут и едят пищу неоскудевающую, — так и этот. Отец ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть Крещением просветил. Этот же засеял книжными словами сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение, получая книжное".

1 комментарий: