ПРОГРАММА деятельности классного руководителя Войновой Галины
Михайловны
«ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ»
«Дети – будущие граждане общества, ценность их в этом обществе будет определяться тем,
насколько они в состоянии будут принимать активное участие в труде,
насколько к этому труду будут подготовлены» А.С. Макаренко
Пояснительная записка
Труд всегда был основанием для человеческой жизни. Различные
трудовые качества не даются человеку от природы, они воспитываются в нем
в течение его жизни, и в особенности в молодости. Совместное трудовое усилие,
работа в коллективе, трудовая помощь людей и постоянная
их взаимная трудовая зависимость только и могут создать правильное отношение
человека друг к другу.
В классической педагогике имеется принцип связи обучения с
трудом, отражающий концептуальный взгляд на роль труда в воспитании. Согласно
этой концепции, труд ребенка, включенный в систему образования, является
условием всестороннего развития и средством подготовки учащихся к жизни и
трудовой деятельности.
Кроме обучающей
функции, труд имеет развивающую функцию: обеспечивает интеллектуальное,
физическое, эмоционально-волевое, социальное развитие. Воспитывающая функция
труда состоит в том, что педагогически правильно организованный труд формирует трудолюбие,
ответственность, взаимодействие, дисциплинированность и инициативу.
Образование в
школе носит политехнический характер: дается знание об основах современного
производства, техники, экономики. Составной частью
трудового воспитания является профессиональная ориентация - процесс оказания
помощи учащимися в выборе профессии в соответствии со способностями,
склонностями и рынком труда. Следовательно, чем квалифицированнее будет
преподаваться трудовое обучение в школе, тем успешнее выпускник реализует себя
в выборе профессии.
Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников
Трудовое воспитание ребенка начинается с формирования в
семье и школе элементарных представлений о трудовых обязанностях. Труд был и
остается необходимым и важным средством развития психики и нравственных
представлений личности. Трудовая деятельность должна стать для школьников
естественной физической и интеллектуальной потребностью. Трудовое воспитание
тесно связано с политехнической подготовкой учащихся. Политехническое
образование обеспечивает знание основ современной техники, технологии и
организации производства; вооружает учащихся общетрудовыми знаниями и навыками;
развивает творческое отношение к труду; способствует правильному выбору
профессии. Таким образом, политехническое образование является базой трудового
воспитания.
Мир профессий очень подвижен, одни профессии уходят в прошлое,
другие появляются. Школьники нуждаются в разносторонней информации о
профессиях, в квалифицированном совете на этапе выбора профессии, поддержке и
помощи в начале профессионального становления.
Система профессиональной ориентации включает в себя
следующие компоненты: профессиональное просвещение (профинформация),
профессиональная диагностика, профессиональная консультация, профессиональный
отбор, профессиональная адаптация.
Профессиональное просвещение имеет своей целью сообщение
школьникам определенных знаний о социально-экономических особенностях,
психофизиологических требованиях тех или иных профессий. С работы по
профессиональному просвещению начинается ознакомление детей и подростков с
профессиями, с потребностями конкретного района, города в рабочих руках.
Учителя, классные руководители, родители могут активно влиять на правильный
выбор учащимися профессии, на формирование профессиональных мотивов.
Профессиональная диагностика осуществляется специалистами по
отношению к каждому конкретному человеку с использованием различных методик. В
ходе профессиональной диагностики изучаются особенности высшей нервной
деятельности человека, состояние его здоровья, интересы и мотивы, ценностные
ориентации, установки в выборе профессии.
Профессиональная консультация заключается в оказании помощи,
советах специалистов (психологов, врачей, педагогов), в установлении
соответствия между требованиями, предъявляемыми человеком к профессии, и его
индивидуально-психологическими особенностями. Различают несколько типов
профконсультаций. В ходе справочно-информационной консультации школьника
знакомят более глубоко с содержанием профессии, требованиями к ней,
возможностями трудоустройства, повышения профессионального мастерства. Диагностическая
индивидуальная профконсультация имеет своей целью определение возможных
областей деятельности, в которых ученики могут наиболее успешно трудиться.
Результатом диагностической индивидуальной профконсультаций должно быть
определение не одной какой-либо профессии, а группы родственных профессий.
Медицинская профконсультация устанавливает степень соответствия здоровья
человека требованиям профессии.
Профессиональный отбор направлен на предоставление личности
свободы выбора в мире профессий. Его осуществляют высшие и средние специальные
учебные заведения, предъявляющие определенные требования к поступающим, или
учреждения, принимающие человека на работу. При профессиональном выборе
рекомендуется учитывать семейные традиции, мнение друзей, мотивы
удовлетворенности трудом и др.
Компоненты профориентации взаимосвязаны, соподчинены.
Проведение профориентации в школе во многом зависит от возрастных особенностей
школьников. На ступени начальной школы формируется положительное отношение к
труду, раскрывается важность и необходимость труда для общества, сила и красота
труда, формируется потребность быть полезным людям. На ступени неполной средней
школы раскрываются нравственные основы выбора жизненного пути, учащиеся знакомятся
с конкретными видами трудовой деятельности, расширяется круг представлений о
труде взрослых. Ученикам предоставляется возможность ознакомиться с
практическим применением достижений науки в сфере промышленного и
сельскохозяйственного производства. На ступени полной средней школы
профессиональные интересы школьников более дифференцированны, осознанны.
Учащиеся в процессе профориентации получают более полные сведения об экономике
производства, уровне механизации и автоматизации. Старшеклассники принимают решение
о выборе профессии, у большинства из них четко определяются мотивы учебной
деятельности.
Формирование основ экономической культуры школьников. Под
формированием экономической культуры понимается выработка ясного представления
об экономических закономерностях развития общества и воспитание на этой основе
таких качеств личности, которые необходимы ей в производственно-экономической
деятельности. Формирование экономической культуры неразрывно связано с
подготовкой выпускника к жизни, труду, она становится одним из необходимых
условий становления гражданской позиции личности. В целостном педагогическом
процессе решается ряд задач формирования экономической культуры школьников.
Важнейшими из них являются: формирование у учащихся экономического мышления;
воспитание качеств характера рачительного хозяина-гражданина (бережливости,
практичности, хозяйственности); овладение учащимися элементарными навыками
экономического анализа, привычками экономии и расчетливости. Указанные задачи
могут быть решены при соответствующей работе по формированию экономических
знаний о труде и производстве, об отношениях собственности,
предпринимательстве, коммерциализации и др., умений и навыков в
организационно-экономической деятельности.
Задачи
использовать организованный труд, как фактор воспитания и
укрепления здоровья учащихся;
повышение мотивации к трудовой деятельности и вовлечение
учащихся в процесс трудового воспитания;
формирование уважительного отношения к трудовой деятельности
и плодам труда.
развития трудовых умений в процессе приобщения к
обслуживающему труду.
формирование знаний о технике, производстве,
экономико-социальных проблемах в сельскохозяйственном производстве;
развитие способностей, интереса, ума, воли, терпения и
других качеств, необходимых для работы в сельскохозяйственном производстве;
формирование добросовестного отношения к труду, потребности
в нем;
подготовка учащихся к выбору профессии;
руководство учащимися в изучении и развитии ими своих
способностей, склонностей, в осуществлении профессионального самоопределения;
готовить учащихся к труду и сознательному выбору профессии.
План мероприятий по выполнению программы.
№
п/п
|
Содержание работы
|
Сроки
|
Ответственные
|
Участие в субботниках на пришкольной территории, парке «Солнечный
остров», «Сквере КСК
|
В течение всего периода
|
Войнова Г.М., ученическое самоуправление
|
|
Организация работы дежурных звеньев
|
В течение всего периода
|
Войнова Г.М., ученическое самоуправление
|
|
Библиотечные уроки «Мир профессий»
|
ежегодно
|
Библиотекарь школы Новикова Л.Г.
|
|
Экскурсии на производственные
Объекты (хлебозавод, ТЭЦ, автопарк, аэропорт, «Табрис»,
ЗАО «Тепличный», ООО «Плодовод и др)»
|
В течение всего периода
|
Зам. директора по ВР, Войнова Г.М., классный родительский
комитет
|
|
Организация временного трудоустройства несовершеннолетних
по муниципальной программе через центр занятости населения
|
8,9 класс
2011 - -2012, 2012 - 2013
|
Исаева С.Н., зам.директора по ВР, Войнова Г.М.
|
|
Организация летней
трудовой практики (трудоустройство несовершеннолетних по МВЦП)
|
Ежегодно
|
Зам. директора ВР, Войнова Г.М.
|
|
Участие в
информационно - профориентационном мероприятии «Я б в рабочие пошел…».
Встречи с представителями НПО и СПО
|
8,9 класс
2011 - -2012, 2012 - 2013
|
Зам. директора ВР, Войнова Г.М.
|
|
Участие в дистанционной викторине «Угадай профессию»
|
8,9 класс
2011 - -2012, 2012 - 2013
|
Зам. директора ВР, Войнова Г.М.
|
|
Участие в мероприятиях на базе школьного кабинете профориентации
|
В течение всего периода
|
Зам. директора ВР, Войнова Г.М., ученическое
самоуправление
|
|
Организация совместной работы с Краснодарским Центром
занятости населения (ул. Заречная, 24). Встречи, индивидуальные консультации,
тестирование на профпригодность.
|
8,9 класс
2011 - -2012, 2012 - 2013
|
Зам. директора ВР, Войнова Г.М.
|
|
Организация
совместной работы с центром занятости населения по трудоустройству
несовершеннолетних граждан
|
8,9 класс
2011 - -2012, 2012 - 2013
|
Зам. директора ВР, Войнова Г.М.
|
|
Организация ориентационных курсов в рамках предпрофильной
подготовки
|
9 класс,
2012 - 2013
|
Войнова Г.М., зам.директора по ВР Титова Г.И.
|
|
Участие различных
акциях по пропаганде трудового воспитания
|
В течение всего периода
|
Зам. директора ВР, Войнова Г.М.
|
|
Создание наглядно-агитационного стенда по проблеме
трудового воспитания, профориентационной работе
|
Сентябрь, ежегодно по мере обновления информации
|
Зам. директора ВР, Войнова Г.М.
|
|
Организация экологических десантов на территории школы,
пришкольной территории
|
По отдельному плану
|
Войнова Г.М., ученическое самоуправление
|
|
Работа тимуровского, волонтерского отряда
|
В течение всего периода (по отдельной программе)
|
Войнова Г.М., ученическое самоуправление, родительский
комитет
|
|
Классные часы:
-«Профессии моей семьи».
-«Всякое дело человеком ставиться, человеком и славиться»
-«В мире профессий
-«Школа… А дальше?»
-«Путь в профессию»
|
Войнова Г.М.,, классный родительский комитете
|
||
Участие в днях открытых дверей учебных заведений, выставке
абитуриента, выставке «Планета ресурсов»
|
По отдельному плану, 8-9 класс
|
Войнова Г.М., зам.директора по ВР Титова Г.И.
|
|
Классные часы, беседы, ученические собрания с привлечением
родителей рабочих специальностей.
|
Постоянно
|
Войнова Г.М.,, классный родительский комитет
|
|
Психологические тренинги по профессиональному
самоопределению
|
9 класс,
2012 - 2013
|
Педагог – психолог, Войнова Г.М.,,
|
|
Внеклассное мероприятие «Встреча с интересными людьми»
|
Ежегодно (по отдельному плану)
|
Войнова Г.М.,, классный родительский комитете
|
|
Участие в Дне открытых дверей для родителей «Семья и школа
– навстречу друг другу»
|
Ежегодно (по отдельному плану)
|
Войнова Г.М.,, классный родительский комитет
|
|
Организация экскурсий учащихся на предприятия города с
целью ознакомления с рабочими профессиями в рамках курса предпрофильной подготовки,
профильной ориентации.
|
Ежегодно (по отдельному плану)
|
Войнова Г.М.,, классный родительский комитет
|
|
Конкурс презентаций «Я б в рабочие пошел….», плакатов
|
Ежегодно (по отдельному плану)
|
Войнова Г.М., ученическое самоуправление
|
|
Оформление книжной выставки «В помощь выпускникам» и др
|
постоянно
|
Новикова Л.Г., библиотекарь
|
|
«Профессии, которые выбирают
наши дети» - лекторий для родителей
|
Ежегодно (по отдельному плану)
|
Войнова Г.М., родительский комитет
|
|
Встречи с преподавателями и учащимися средних учебных
заведений города, округа
|
По отдельному плану, 8-9 класс
|
Войнова Г.М., зам.директора по ВР Титова Г.И.
|
Беседы:
-«Предпринимательство как особый вид профессиональной
деятельности. История возникновения предпринимательства»
-«Физические и юридические лица»
- «Организационно - правовые формы хозяйственной
деятельности»
|
1 раз в месяц,
9 класс 2012 -2013
|
Войнова Г.М.,
|
|
Практическое занятие «Подросток как предприниматель»
|
Апрель 2013
|
Войнова Г.М.,
|
|
Предпринимательская этика.
Деловая игра.
|
Май 2013
|
Войнова Г.М.,
|
Ожидаемые результаты.
Потребность школьника
в труде, интерес к труду и его трудовая активность;
Наличие знаний о
производстве, трудовых умений, готовности к выбору профессии;
Профессиональное
самоопределение учащихся, понимаемое как состояние готовности выпускника
к выбору профессии;
Знание о профессиях,
ее требованиях к личности, знание своих индивидуальных особенностей;
Наличие представлений
о содержании работы по выбираемой специальности;
Наличие общих
трудовых навыков.
Формирование гармонически развитой личности, подготовленной
к труду.
Сформированные навыки работы в коллективе
Сформированные навыки самообслуживания.
Комментариев нет:
Отправить комментарий