воскресенье, 10 марта 2013 г.

Программа трудового воспитания школьников

ПРОГРАММА деятельности классного руководителя Войновой Галины Михайловны
«ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ»
«Дети – будущие граждане общества, ценность их в этом обществе будет определяться тем, насколько они в состоянии будут принимать активное участие в труде, насколько к этому труду будут подготовлены» А.С. Макаренко
       Пояснительная записка
  Труд всегда был основанием для человеческой жизни. Различные трудовые качества не даются человеку от природы,  они воспитываются в нем в течение его жизни, и в особенности в молодости. Совместное трудовое усилие, работа в    коллективе, трудовая помощь людей и  постоянная их взаимная трудовая зависимость только и могут создать правильное отношение человека друг к другу.
В классической педагогике имеется принцип связи обучения с трудом, отражающий концептуальный взгляд на роль труда в воспитании. Согласно этой концепции, труд ребенка, включенный в систему образования, является условием всестороннего развития и средством подготовки учащихся к жизни и трудовой деятельности.
 Кроме обучающей функции, труд имеет развивающую функцию: обеспечивает интеллектуальное, физическое, эмоционально-волевое, социальное развитие. Воспитывающая функция труда состоит в том, что педагогически правильно организованный труд формирует трудолюбие, ответственность, взаимодействие, дисциплинированность и инициативу.
      Образование в школе носит политехнический характер: дается знание об основах современного производства, техники, экономики. Составной частью трудового воспитания является профессиональная ориентация - процесс оказания помощи учащимися в выборе профессии в соответствии со способностями, склонностями и рынком труда. Следовательно, чем квалифицированнее будет преподаваться трудовое обучение в школе, тем успешнее выпускник реализует себя в выборе профессии.         
Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников
Трудовое воспитание ребенка начинается с формирования в семье и школе элементарных представлений о трудовых обязанностях. Труд был и остается необходимым и важным средством развития психики и нравственных представлений личности. Трудовая деятельность должна стать для школьников естественной физической и интеллектуальной потребностью. Трудовое воспитание тесно связано с политехнической подготовкой учащихся. Политехническое образование обеспечивает знание основ современной техники, технологии и организации производства; вооружает учащихся общетрудовыми знаниями и навыками; развивает творческое отношение к труду; способствует правильному выбору профессии. Таким образом, политехническое образование является базой трудового воспитания.
 Мир профессий очень подвижен, одни профессии уходят в прошлое, другие появляются. Школьники нуждаются в разносторонней информации о профессиях, в квалифицированном совете на этапе выбора профессии, поддержке и помощи в начале профессионального становления.
Система профессиональной ориентации включает в себя следующие компоненты: профессиональное просвещение (профинформация), профессиональная диагностика, профессиональная консультация, профессиональный отбор, профессиональная адаптация.
Профессиональное просвещение имеет своей целью сообщение школьникам определенных знаний о социально-экономических особенностях, психофизиологических требованиях тех или иных профессий. С работы по профессиональному просвещению начинается ознакомление детей и подростков с профессиями, с потребностями конкретного района, города в рабочих руках. Учителя, классные руководители, родители могут активно влиять на правильный выбор учащимися профессии, на формирование профессиональных мотивов.
Профессиональная диагностика осуществляется специалистами по отношению к каждому конкретному человеку с использованием различных методик. В ходе профессиональной диагностики изучаются особенности высшей нервной деятельности человека, состояние его здоровья, интересы и мотивы, ценностные ориентации, установки в выборе профессии.
Профессиональная консультация заключается в оказании помощи, советах специалистов (психологов, врачей, педагогов), в установлении соответствия между требованиями, предъявляемыми человеком к профессии, и его индивидуально-психологическими особенностями. Различают несколько типов профконсультаций. В ходе справочно-информационной консультации школьника знакомят более глубоко с содержанием профессии, требованиями к ней, возможностями трудоустройства, повышения профессионального мастерства. Диагностическая индивидуальная профконсультация имеет своей целью определение возможных областей деятельности, в которых ученики могут наиболее успешно трудиться. Результатом диагностической индивидуальной профконсультаций должно быть определение не одной какой-либо профессии, а группы родственных профессий. Медицинская профконсультация устанавливает степень соответствия здоровья человека требованиям профессии.
Профессиональный отбор направлен на предоставление личности свободы выбора в мире профессий. Его осуществляют высшие и средние специальные учебные заведения, предъявляющие определенные требования к поступающим, или учреждения, принимающие человека на работу. При профессиональном выборе рекомендуется учитывать семейные традиции, мнение друзей, мотивы удовлетворенности трудом и др.
Компоненты профориентации взаимосвязаны, соподчинены. Проведение профориентации в школе во многом зависит от возрастных особенностей школьников. На ступени начальной школы формируется положительное отношение к труду, раскрывается важность и необходимость труда для общества, сила и красота труда, формируется потребность быть полезным людям. На ступени неполной средней школы раскрываются нравственные основы выбора жизненного пути, учащиеся знакомятся с конкретными видами трудовой деятельности, расширяется круг представлений о труде взрослых. Ученикам предоставляется возможность ознакомиться с практическим применением достижений науки в сфере промышленного и сельскохозяйственного производства. На ступени полной средней школы профессиональные интересы школьников более дифференцированны, осознанны. Учащиеся в процессе профориентации получают более полные сведения об экономике производства, уровне механизации и автоматизации. Старшеклассники принимают решение о выборе профессии, у большинства из них четко определяются мотивы учебной деятельности.
Формирование основ экономической культуры школьников. Под формированием экономической культуры понимается выработка ясного представления об экономических закономерностях развития общества и воспитание на этой основе таких качеств личности, которые необходимы ей в производственно-экономической деятельности. Формирование экономической культуры неразрывно связано с подготовкой выпускника к жизни, труду, она становится одним из необходимых условий становления гражданской позиции личности. В целостном педагогическом процессе решается ряд задач формирования экономической культуры школьников. Важнейшими из них являются: формирование у учащихся экономического мышления; воспитание качеств характера рачительного хозяина-гражданина (бережливости, практичности, хозяйственности); овладение учащимися элементарными навыками экономического анализа, привычками экономии и расчетливости. Указанные задачи могут быть решены при соответствующей работе по формированию экономических знаний о труде и производстве, об отношениях собственности, предпринимательстве, коммерциализации и др., умений и навыков в организационно-экономической деятельности.
Задачи
использовать организованный труд, как фактор воспитания и укрепления здоровья учащихся;
повышение мотивации к трудовой деятельности и вовлечение учащихся в процесс трудового воспитания; 
формирование уважительного отношения к трудовой деятельности и плодам труда.
развития трудовых умений в процессе приобщения к обслуживающему труду.
формирование знаний о технике, производстве, экономико-социальных проблемах в сельскохозяйственном производстве;
развитие способностей, интереса, ума, воли, терпения и других качеств, необходимых для работы в сельскохозяйственном производстве;
формирование добросовестного отношения к труду, потребности в нем;
подготовка учащихся к выбору профессии;
руководство учащимися в изучении и развитии ими своих способностей, склонностей, в осуществлении профессионального самоопределения;
готовить учащихся к труду и сознательному выбору профессии.
План мероприятий по выполнению программы.

п/п
Содержание работы
Сроки
Ответственные

Участие в субботниках на пришкольной территории, парке «Солнечный остров», «Сквере КСК
В течение всего периода
Войнова Г.М., ученическое самоуправление

Организация работы дежурных звеньев
В течение всего периода
Войнова Г.М., ученическое самоуправление

Библиотечные уроки «Мир профессий»
ежегодно
Библиотекарь школы Новикова Л.Г.

Экскурсии на производственные
Объекты (хлебозавод, ТЭЦ, автопарк, аэропорт, «Табрис», ЗАО «Тепличный», ООО «Плодовод и др)»
В течение всего периода
Зам. директора по ВР, Войнова Г.М., классный родительский комитет

Организация временного трудоустройства несовершеннолетних по муниципальной программе через центр занятости населения
8,9 класс
2011 - -2012, 2012 - 2013
Исаева С.Н., зам.директора по ВР, Войнова Г.М.

Организация  летней трудовой практики (трудоустройство несовершеннолетних по МВЦП)
Ежегодно
Зам. директора ВР, Войнова Г.М.

Участие  в информационно - профориентационном мероприятии «Я б в рабочие пошел…». Встречи с представителями НПО и СПО
8,9 класс
2011 - -2012, 2012 - 2013
Зам. директора ВР, Войнова Г.М.

Участие в дистанционной викторине «Угадай профессию»
8,9 класс
2011 - -2012, 2012 - 2013
Зам. директора ВР, Войнова Г.М.

Участие в мероприятиях  на базе школьного кабинете профориентации
В течение всего периода
Зам. директора ВР, Войнова Г.М., ученическое самоуправление

Организация совместной работы с Краснодарским Центром занятости населения (ул. Заречная, 24). Встречи, индивидуальные консультации, тестирование на профпригодность.
8,9 класс
2011 - -2012, 2012 - 2013
Зам. директора ВР, Войнова Г.М.

Организация  совместной работы с центром занятости населения по трудоустройству несовершеннолетних граждан
8,9 класс
2011 - -2012, 2012 - 2013
Зам. директора ВР, Войнова Г.М.

Организация ориентационных курсов в рамках предпрофильной подготовки

9 класс,
2012 - 2013
Войнова Г.М., зам.директора по ВР Титова Г.И.

Участие  различных акциях по пропаганде трудового воспитания
В течение всего периода
Зам. директора ВР, Войнова Г.М.

Создание наглядно-агитационного стенда по проблеме трудового воспитания, профориентационной работе
Сентябрь, ежегодно по мере обновления информации
Зам. директора ВР, Войнова Г.М.

Организация экологических десантов на территории школы, пришкольной территории
По отдельному плану
Войнова Г.М., ученическое самоуправление

Работа тимуровского, волонтерского отряда
В течение всего периода (по отдельной программе)
Войнова Г.М., ученическое самоуправление, родительский комитет

Классные часы:
-«Профессии моей семьи».
-«Всякое дело человеком ставиться, человеком и славиться»
-«В мире профессий
-«Школа… А дальше?»
-«Путь в профессию»

Войнова Г.М.,, классный родительский комитете

Участие в днях открытых дверей учебных заведений, выставке абитуриента, выставке «Планета ресурсов»
По отдельному плану, 8-9 класс
Войнова Г.М., зам.директора по ВР Титова Г.И.

Классные часы, беседы, ученические собрания с привлечением родителей рабочих специальностей.
Постоянно
Войнова Г.М.,, классный родительский комитет

Психологические тренинги по профессиональному самоопределению

9 класс,
2012 - 2013
Педагог – психолог, Войнова Г.М.,,

Внеклассное мероприятие «Встреча с интересными людьми»
Ежегодно (по отдельному плану)
Войнова Г.М.,, классный родительский комитете

Участие в Дне открытых дверей для родителей «Семья и школа – навстречу друг другу»
Ежегодно (по отдельному плану)
Войнова Г.М.,, классный родительский комитет

Организация экскурсий учащихся на предприятия города с целью ознакомления с рабочими профессиями в рамках курса предпрофильной подготовки, профильной ориентации.
Ежегодно (по отдельному плану)
Войнова Г.М.,, классный родительский комитет

Конкурс презентаций «Я б в рабочие пошел….», плакатов
Ежегодно (по отдельному плану)
Войнова Г.М., ученическое самоуправление

Оформление книжной выставки «В помощь выпускникам» и др
постоянно
Новикова Л.Г., библиотекарь

«Профессии, которые выбирают наши дети» - лекторий для родителей
Ежегодно (по отдельному плану)
Войнова Г.М., родительский комитет

Встречи с преподавателями и учащимися средних учебных заведений города, округа
По отдельному плану, 8-9 класс
Войнова Г.М., зам.директора по ВР Титова Г.И.



Беседы:
-«Предпринимательство как особый вид профессиональной деятельности. История возникновения предпринимательства»
-«Физические и юридические лица»
- «Организационно - правовые формы хозяйственной деятельности»
1 раз в месяц,
9 класс 2012 -2013
Войнова Г.М.,

Практическое занятие «Подросток как предприниматель»
Апрель 2013
Войнова Г.М.,

Предпринимательская этика. Деловая игра.
Май 2013
Войнова Г.М.,

Ожидаемые результаты.
Потребность  школьника в труде, интерес к труду и его трудовая активность;
Наличие  знаний о производстве, трудовых умений, готовности к выбору профессии;
Профессиональное  самоопределение учащихся, понимаемое как состояние готовности выпускника к выбору профессии;
Знание  о профессиях, ее требованиях к личности, знание своих индивидуальных особенностей;
Наличие  представлений о содержании работы по выбираемой специальности;
Наличие  общих трудовых навыков.
Формирование гармонически развитой личности, подготовленной к труду.
Сформированные навыки работы в коллективе
Сформированные навыки самообслуживания.

Комментариев нет:

Отправить комментарий